суббота, 18 сентября 2010 г.

Осмотека - хранилище всех известных ароматов

Можно ли хранить запахи? Можно ли хранить ароматы? Можно – сказали себе французские парфюмеры. Идея создания специального заведения, в котором возможно размещение для сохранности и дегустации всех когда-либо созданных парфюмов, зародилась в конце 70-х годах прошлого века. Прошло достаточно много времени, прежде чем известный "нос" Жан Керлео (Jean Kerleo) ведущий парфюмер знаменитой фабрики Jean Patou воплотил эту коллективную мечту в реальность. Была создана Осмотека (Osmotheque) – библиотека ароматов. Создатели нашли поддержку у Версальской Торговой Палаты, а также у многих знаменитых парфюмерных фабрик, которые стали спонсорами нового учреждения. Активную работу при создании Осмотеки вела и Техническая комиссия Французского общества парфюмеров. Было создано единственное в своем роде учреждение в мире. Осмотека рассматривается как своеобразный музей парфюмерии, хранящий историю и память о парфюмерных творениях всех лет, но в первую очередь это источник информации и знаний, стремление уберечь от забвения самые блестящие образцы парфюмерных композиций прошлого. Торжественное открытие Осмотеки состоялось 26 апреля 1990 года. Находится она в Версале, на улице Парк де Кланьи 36 (Rue Du Parc Clagny), в одном из корпусов Высшей международной школы духов, косметики и пищевых ароматов (ISIPCA). Директором её с 1999 года является Жан Карлео.


Площадь Осмотеки невелика, ведь единицы хранения (лабораторные пузырьки и бокалы) много места не занимают. Сейчас коллекция Осмотеки насчитывает около 2000 духов, пришедших со всех концов земного шара. Сразу после создания, ароматов на хранении было лишь около 400. Но уже с самого начала работы Осмотеки крупные парфюмерные марки стали считать за честь посылать сюда образцы своей продукции. В настоящее время в Осмотеку ежегодно поступает около сотни духов высокого качества.


Интересны географические рамки этой уникальной коллекции ароматов. Большинство духов французские, другие страны представлены несколькими десятками образцов: около 70 происходит из США, примерно по 50 - из Италии и России, по 40 - из Японии, Германии и Испании. Остальные страны представлены лишь единичными духами, да и то не все, конечно. Например, Австралия пока не оставила своего следа в запечатленной в Осмотеке истории парфюма. Из всех отличившихся в парфюмерии стран хуже всего представлена Великобритания. Английские парфюмерные дома не очень-то стремятся сотрудничать с французской Осмотекой. Может быть, это из-за особой «островной» психологии?

Россия в Осмотеке представляется с 1995 года. Тогда, директор фабрики Новая Заря Витковская Антонина Петровна привезла целый чемодан своей продукции. Конечно, ее поблагодарили и нашли флаконам определённое место. В Осмотеке есть и «Красная Москва» с шипровой доминантой. И духи с такими русскими названиями как "Дух Гжели", "Русские морозы". Есть также духи, связанные с важными событиями в нашей стране: «Восток» 1962 года, посвященный советским достижениям в космосе, «Олимпийский мишка», выпущенный в честь Московских Олимпийских игр 1980 года. Французские специалисты признают, что не все духи советского периода достаточно хорошего качества. Одна из причин этого - низкое качество исходного сырья. Хотя Жан Керлео отмечает одну любопытную деталь: советские духи с жасминовой доминантой, выпускавшиеся в 70-е годы, неплохи, например, «Жасмин». Тогда жасминовая эссенция была получена из Египта, как один из видов компенсации за восстановление Суэцкого канала. Но русские духи, появившиеся в последние годы, значительно лучше, признают французы, что говорит о подлинном возрождении парфюмерного дела в России. В Осмотеке хранятся и пять образцов парфюмерии ФАБЕРЛИК.

Осмотека вообще небогатая организация. Она существует, в основном, на пожертвования, а почти все ее сотрудники волонтеры.

В нынешнее время в Осмотеку ежегодно поcтупает около сотни духов высокого качества. Низкопробные ольфактивные составы, как правило, на хранение не принимаются. Для того чтобы тот или иной образец духов смог занять достойное место в музее парфюмерии, его предварительно перепроверяет комиссия из профессиональных парфюмеров. Особая комиссия из десяти заслуженных парфюмеров собирается ежемесячно. Специалисты определяют химические качества образца, причем основное внимание уделяется исходным производным материалам, поскольку стойкость духов возможна только при самом высококачественном сырье. Так как сами формулы духов - это коммерческая тайна марки, их производящей, то во избежание какого бы то ни было разглашения этой тайны, результаты исследований публикуются лишь спустя пять лет после выхода духов на рынок.

Но иногда формулы духов все же передаются Осмотеке. Обычно это делают наследники фирмы-производителя в том случае, если эта фирма прекращает свое существование. Так было с духами от F.Millot, Coty и Houbigant. В редких случаях марки передают формулы своевременно, основываясь на личном доверии к хранителям Осмотеки.

Наряду с собирательством, другой основной деятельностью сотрудников Осмотеки является воссоздание утраченных духов, парфюмерных изделий, снятых с производства, а также ароматических снадобий, употреблявшихся много столетий тому назад. Так, по рецепту, сохранившемуся в историческом трактате Плиния Старшего (I век н.э.), была создана ароматическая помада под условным названием «Королевский парфюм». Эту помаду римляне использовали перед ужином для возбуждения аппетита. Она служила им своеобразным аперитивом. А вот ароматическое средство XIV века - L'Eau de la Reine de Hongrie. Оно было восстановлено Жаном Керлео по описанию французских придворных парфюмеров XVII-XVIII веков: эта настойка применялась тогда как гигиеническое средство для протираний. Еще одной ольфактивной реконструкцией Ж.Керлео стал одеколон Наполеона, воссозданный по запискам его лакея. Французский император использовал эту «кельнскую воду» как освежающее средство и держал ее всегда при себе, храня флакон в специально вшитом в сапог кармане.

Но большая часть времени проводится над воссозданием французских духов конца XIX века и первой половины XX, родившихся в легендарных парфюмерных Домах F.Millot, Coty и Houbigant. Особая гордость Жана Керлео - спасенные от забвения духи F.Millot Crepe de Chine с цветочной и шипровой доминантой, очень популярные в двадцатых годах XX века, а также Fougere Royale от Houbigant, появившиеся в 1884 году.

В коллекции Осмотеки сейчас находятся практически все духи современных ведущих парфюмерных фабрик. Поэтому главной заботой для сотрудников является проблема сохранности уже имеющейся коллекции. Сложность состоит в том, что духи не могут храниться долго. И если в ближайшие десятилетия не удастся возобновить их производство, восстановить их по хранящимся формулам, эти благоухающие шедевры могут исчезнуть навсегда. Хранить эфемерные ольфактивные творения непросто. Духи необходимо защищать от прямых и продолжительных контактов с их главными врагами - воздухом, теплом и солнечным светом. С учётом всех этих факторов был разработан уникальный способ хранения, появилась возможность хранить духи достаточно долгое время. Все сосуды с духами хранятся в специально оборудованном подвальном помещении, где поддерживается постоянная температура в 12 градусов по Цельсию. Прежде чем вместить в себя благоухающую жидкость, сосуды изнутри обрабатываются аргоном, специальным газом, который вытесняет кислород. Расположение духов в этом хранилище организовано по алфавитному принципу. Все образцы в музее Осмотека тщательно пронумерованы и каждый из них носит особый шифр - как в библиотеке.

Компания Фаберлик в этом году планирует проведение для своих консультантов Конференцию в Париже. В рамках этой Конференции запланирован и визит в «мировое хранилище парфюмерии». Посещение Осмотеки даёт возможность почувствовать дух времени, дух той старины, в условиях которой создавался аромат. Это уникальная возможность ознакомится с историей парфюма и его истоками.

Напрямую коллекцию собрания осмотреть нельзя. Доступ в хранилище имеет далеко не каждый. Осмотр музея завершается в небольшом зале, где представлены пустые флаконы знаменитых духов и бумажки-пробники с их образцами. Для посетителей проведут трёх часовой семинар. Сначала - небольшой экскурс по всемирной истории парфюмерного дела. Затем, посетителей ознакомят с основными классификациями семи парфюмерных семейств и, при упоминании основных запахов, каждому обязательно дадут их «попробовать на нос». Вас познакомят с главными природными и синтетическими запахами. А если кому-то захочется дольше сохранить аромат винтажных духов на бумажках-пробниках, то следует попросить специальные целлофановые конвертики, в которых пробник сможет удержать запах на протяжении нескольких недель. Таким образом, эйфория от посещения Осмотеки будет сопровождать Вас ещё долгое время.

Нигде больше поклонники парфюмерии не смогут попробовать тысячи ароматов, существующих сегодня в мире, существовавших вчера или даже в совсем далекие времена (например, в Осмотеке есть Royal Perfume из романской эры и средневековый Eau de la Reine de Hongrie). Эксперты этого невероятного хранилища, даже воссоздали из формулы, случайно найденной в ящике старинного стола, одеколон, который производили на острове Святой Елены для сосланного туда Наполеона. Тысячи парфюмов, которые казались растворившимися с тумане времени, были возвращены к жизни благодаря Осмотеке. Опьяняющий Blue Narcissus от Mury (1920), ностальгический Christmas Night от Caron (1922), чувственный Russian Leather от Chanel (1924), роскошный Crepe de Chine от Millot (1925)... И это только немногие из того, что здесь хранится!

Специалисты Осмотеки ведут и многогранную исследовательскую деятельность, проводятся консультации с коллегами. Осмотекой издается ежеквартальный бюллетень.

Удачи вам. С уважением, Валерий Бухнин

воскресенье, 12 сентября 2010 г.

ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Faberlic – АРОМАТЫ-ЛЕГЕНДЫ


Вся парфюмерия компании ФАБЕРЛИК концептуально разработана начиная от идеи нового аромата и кончая его созданием. Все ароматы компании пронизаны глубоким смыслом. В августе для истинных ценителей парфюмерии ФАБЕРЛИК запустил новую серию ароматов «Частная коллекция» или «Collection Prevee». Главное в этом названии слово «частная». Collection Prevee возникают как ответ на запрос людей, ценящих в парфюмерии уникальность в противовес модности. Пока в коллекции только четыре аромата, три из которых клиентам ФАБЕРЛИК уже известны. При этом вся серия «одета» одинаково. Одежда-флакон выбиралась таким образом, чтобы его было удобно хранить в дамской сумочке и удобно пользоваться. Форма флакона позволяет не расставаться с любимым ароматом никогда. А золотой колпачок является лучшим обрамление драгоценной парфюмерной композиции.

Ценителям ароматов важно, чтобы их любимые ароматы создавались с той же тщательностью, что и изысканные – элитные ароматы. В таких ароматах на первом месте парфюмерная композиция. Всё внимание уделяется именно ей. Дизайн флакона и маркетинговая легенда, хотя и очень важны, но остаются на втором месте. Ароматы «Частная коллекция» следуют желаниям ценителей парфюмерии, поэтому их композиция всегда значительно более сложна, она по-иному раскрывается. В ароматах «Частная коллекция» больший процент натуральных ингредиентов, хотя конечно, есть и синтетические. Однако, в отличие от массовых ароматов, доля синтетических компонентов в парфюмерии «Частная коллекция» не велика. Натуральные компоненты, взаимодействуя с кожей человека, «играют» больше и раскрываются совсем по другому. Ещё один из признаков ароматов «Collection Prevee» - «живут» такие ароматы десятилетиями. Люди привыкают к ним, они становятся друзьями, частью жизни.

Ароматы «Частной коллекции» имеют фасеточное строение. Такой аромат по сути как бриллиант, у которого 59 граней. У таких ароматов не привычное нам пирамидальное строение, когда туалетная вода последовательно раскрывает три своих козыря, оставляя главный - напоследок. Фасеточное же строение позволяет композиции преломляться иначе. Аромат как живой, он играет на коже, чутко реагируя даже на ваши эмоции. Это возможно благодаря тому, что парфюмер «конструирует» такой аромат, зная мельчайшие тонкости взаимодействия отдельны компонентов, учитывая, как они влияют друг на друга, продлевая, усиливая, меняя, дополняя один другого. Эта работа под силу только ХУДОЖНИКУ.

Ароматы Rubis, Ramyata, созданные для ФАБЕРЛИК французским парфюмером Пьером Бурдоном, всегда были более сложными и не укладывались в рамки массового рынка. Таким же является и аромат Brise d’Amour. Эти ароматы уже стали легендами и покорили многие сердца. А сейчас они полностью соответствуют концепции «Частная коллекция» и являются его основой. Есть в коллекции и новинка – парфюмерная вода Nuits Blanches (Нюи Бланш) – это самый модный аромат коллекции.

«Частная коллекция» будет постепенно пополняться новыми ароматами. Уже запланировано появление двух. Над созданием этих ароматов трудится талантливый французский парфюмер Тома Фонтен.

Парфюмерия ФАБЕРЛИК всегда отличалась более стойкими, более качественными ароматами, не зря же пять ароматов ФАБЕРЛИК находятся в Осмотеке - хранилище ароматов.
Будьте привлекательны.

С уважением, Валерий Бухнин.